Опубликовано 27.03.07 1754 прочтений

"Правительственный час" в Государственной Думе Российской Федерации

О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по реализации государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами, борьбы с производством и распространением фальсифицированных лекарственных средств

Существовавшие в Российской Федерации до 2005 года модели льготной и бесплатной лекарственной помощи не обеспечивали равной доступности лекарственных средств для социально уязвимых категорий граждан. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 был определен перечень групп населения и категории заболевания при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств субъектов Российской Федерации. В 2004 году расходы субъектов Российской Федерации на лекарственное обеспечение составляли 15,3 млрд.руб. При этом, затраты на лекарственное обеспечение одного больного варьировали от нескольких до 90 рублей в месяц.

Базовыми элементами вступившей в действие с 1 января 2005 года модели реализации дополнительного лекарственного обеспечения являются:

- применение эффективных лекарственных средств при амбулаторном лечении наиболее нуждающихся в них граждан,

- стандартизация оказания медицинской помощи по конкретным нозологиям;

- включение в программу современных и безопасных лекарственных средств;

- регулирование цен на лекарственные средства;

- подготовка и повышение квалификации врачей к применению качественных методов лечения.

В 2005 году государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг получили 14 233 845 человек. По итогам реализации дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 году отпущено препаратов на сумму 44,8 млрд. руб. По сравнению с 2004 годом выписка рецептов возросла в 3-4 раза. В среднем, в течение 2005 года на одного пациента было выписано 14 рецептов, расходы на одного обратившегося составили 2967 руб. в год.

В 2005-2006 годах в большинстве субъектов Российской Федерации существенно снизился уровень госпитализации отдельных категорий граждан. Например, в Калужской области он снизился в 2,4 раза, Воронежской – в 1,8 раза, в Республике Дагестан – в 0,9 раза, Вологодской области – в 0,7 раза и т.д.

В целом по Российской Федерации в 2006 году по сравнению с 2004 годом сократилась средняя длительность пребывания больного в стационаре при отдельных заболеваниях: сахарном диабете на 4%, гемофилии на 2,4%. Одновременно снизилась больничная летальность от сахарного диабета на 19%, от гемофилии – на 5%, онкогематологии – на 8%, а также уменьшилось число осложнений.

В целом по Российской Федерации уже в 2005 году смертность от рассеянного склероза снизилась на 7,9%, от сахарного диабета – на 2,7%, от бронхиальной астмы – на 2%. Впервые в 2006 году за последние семь лет в Российской Федерации зарегистрировано снижение числа умерших на 138 тыс. человек по всем причинам смерти и немаловажную роль в этом сыграла система дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Применение современных высокоэффективных лекарственных средств позволило снизить частоту госпитализации, в первую очередь, по наиболее затратным заболеваниям и высвободить часть средств, выделяемых на территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» определено право выбора отдельными категориями граждан получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг или денежной компенсации.

В 2006 году часть льготников выбрала денежную компенсацию, в результате был нарушен солидарный принцип финансирования затрат на медицинскую помощь.

При этом сохранили право получения лекарственных средств наиболее нуждающиеся граждане, страдающие хроническими заболеваниями (диабет, онкозаболевания, заболевания сердца и сосудов и др.), лечение которых требует дорогостоящей, систематической лекарственной терапии. Так, затраты на лекарственное обеспечение федеральных льготников в 2006 году, страдающих рассеянным склерозом, составили 2,15 млрд.руб., больных гемофилией – 5,12 млрд.руб., больных заболеваниями эндокринной системы – 2,66 млрд.руб., больных онкологическими заболеваниями – 14,1 млрд.руб.

Средняя стоимость одного рецепта в 2006 году составила 549 руб., что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель за 2005 год.

По итогам 2006 года фармацевтическими организациями в территориальные фонды обязательного медицинского страхования представлено к оплате счетов за фактически отпущенные лекарственные средства на сумму 72,9 млрд.руб., в то время как в федеральном бюджете на эти цели в 2006 году было заложено 34,1 млдр. рублей.

Основными причинами перерасхода явились:

- сокращение объема финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения из-за выхода из нее значительного количества льготников;

- низкое качество составления заявок и определения потребности в лекарственных средствах субъектами Российской Федерации;

- слабое управление товарными запасами на местах;

- недостаточный уровень подготовки медицинских специалистов первичного звена;

- отсутствие контроля со стороны регионов за правильностью и обоснованностью назначения препаратов.

В качестве примера можно привести затраты на лечение больных шизофренией в одном из субъектов Российской Федерации, в которой средняя стоимость лечения одного больного составила 32,7 тыс.руб., в то время как в соседних регионах – данный показатель не превышал 6 тыс. руб. Указанный перерасход произошел в результате неконтролируемого назначения дорогостоящего препарата Рисполепт конста, затраты на который в регионе составили 32,9 млн.руб.

Другим примером бесконтрольной выписки препаратов является выписка в Ульяновской области одному пациенту в одном рецепте 32 упаковок противоопухолевого препарата Велкейд на сумму 3,4 млн.руб. при курсовом лечении, предусматривающем применение 4 упаковок.

Результаты анализа выписанных и обслуженных рецептов в 2006 году свидетельствуют о частом выписывании врачами единовременно значительного количества препаратов, что можно расценивать как полипрагмазию, так и выписывание медикаментов впрок. Например, одному пациенту в течение 2006 года было выписано 803 упаковки различных лекарственных средств на сумму 1,4 млн.руб.

В целях решения вопросов, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, Минздрасоцразвития России проводятся заседания с субъектами Российской Федерации по организации процесса обеспечения необходимыми лекарственными средствами по каждому конкретному региону. По состоянию на 23.03.2007 проведена работа с 35 наиболее проблемными субъектами Российской Федерации.

По итогам заседаний оформляются протоколы взаимодействия по устранению имеющихся недостатков, предусматривающие:

- установление конкретных сроков составления заявок субъектов Российской Федерации на использование субсидий, предусмотренных на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 №102, и определяются суммы заявок (не позднее 31.03.2007);

- установление сроков поставок лекарственных средств фармацевтическими организациями (в течение двух недель) и объемов по каждому субъекту (не менее одномесячного запаса);

- закрепление обязательств фармацевтических организаций по выполнению заявок субъектов Российской Федерации на поставку лекарственных средств;

- проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации еженедельного мониторинга по выполнению поставок с предоставлением информации в Минздравсоцразвития России;

- разработка предложений субъектов Российской Федерации по снижению торговых надбавок на лекарственные средства, оптимизации товаропроводящей сети.

Утвержденный План мероприятий по оптимизации обеспечения необходимыми лекарственными средствами предусматривает:

- проведение экспертизы счетов фармацевтических организаций за отпущенные лекарственные средства в 2006 году, предъявленных к оплате в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, и урегулирование вопросов по перерасходу финансовых средств в 2006 году;

- осуществление предварительных расчетов, необходимых для оплаты лекарственных средств, отпущенных в 2006 году, из дополнительно выделенных финансовых средств;

- выявление степени ответственности субъектов в части возникновения необоснованных убытков, распределение необоснованных убытков по субъектам ответственности.

Проводится работа по уточнению регистра пациентов, нуждающихся в дорогостоящих лекарственных средствах.

Совершенствование контрольно-надзорных мероприятий включает в себя проведение мероприятий по сравнительной оценке торговых надбавок, установленных в субъектах Российской Федерации, усиление контроля за обоснованностью назначения лекарственных средств на основании данных персонифицированного учета и стандартов лечения, внедрение в практику лекарственных формуляров.

С целью урегулирования завершения расчетов за 2006 год в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2007 №35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» из федерального бюджета выделено дополнительно 16 млрд. руб.

Учитывая жизненную необходимость получения льготниками лекарственной помощи и ее адекватного финансирования, требуется законодательное совершенствование программы дополнительного лекарственного обеспечения.

В связи с внедрением в 2005 году новых подходов к лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Минздравсоцразвития России были приложены значительные усилия по защите российского фармацевтического рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции, которая по данным ВОЗ составляет в России порядка 10%.

Так, заключение фармацевтическими организациями, осуществляющими поставки лекарственных средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, контрактов непосредственно с производителями лекарственных средств позволило обеспечить жесткий контроль за качеством препаратов на всех этапах движения товара от производителя до аптечной сети. В течение 2005-2006 годов среди указанных лекарственных средств, составляющих не менее 25% от общего объема лекарственных средств, находящихся на российском фармацевтическом рынке, не было выявлено случаев появления фальсифицированной и недоброкачественной продукции.

Проводится значительный объем работы по совершенствованию законодательства, направленный на урегулирование отношений, связанных с обращением лекарственных средств.

По инициативе Минздравсоцразития России продажа фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований и условий, которые влекут за собой административную ответственность.

Разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации порядок ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения. Реализация указанных мер позволила упорядочить процедуру оформления экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и создала необходимые условия для обеспечения эффективного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации.