Организация медицины
Разделы : Разное

Систему управления государственного контроля качеством медицинской помощи надо начинать с подготовки кадров и повышения качества работы поликлиник. Такое мнение высказала директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Юлия Михайлова на заседании коллегии Росздравнадзора, состоявшейся 31 октября.

На коллегии обсуждался и был одобрен проект Концепции государственного контроля и надзора за качеством медицинской помощи населению в России на период 2007-2012 г.г. и единый план мероприятий по ее реализации. В дискуссии по проблеме создания в России системы управления контролем качества медицинской помощи приняли участие известные ученые, руководители государственных структур, работники практического здравоохранения из регионов, представители Администрации президента, аппарата правительства, Минздравсоцразвития РФ, ТУ Росздравнадзора. Ожидается, что до 1 декабря проект документа будет доработан с учетом мнений и направлен на утверждение главе Минздравсоцразвития РФ.

«Мы теряем наших больных в первую очередь в поликлиниках, здесь управляемая патология превращается в хроническую болезнь. Получив хроническое заболевание, наши больные живут в два – три раза меньше по сравнению с продолжительностью жизни жителей стран Европы, имеющих аналогичный диагноз», сказала Юлия Михайлова. «Когда платные услуги пришли в наши поликлиники - о снижении смертности не может быть и речи», подчеркнула она.

Практикующий врач должен повышать свою квалификацию не раз в пять лет, а непрерывно. Такие требования предъявляются сегодня к врачебной профессии во всем мире, и в России надо создавать нормативно-правовую основу для исполнения этих требований. По мнению Юлии Михайловой, существующая сегодня практика повышения последипломной квалификации на платных курсах в течение 3-дней, - профанация этой важнейшей задачи в здравоохранении, имеющей государственную значимость. Навести порядок в сфере подготовки кадров и сертификации врачебной специальности – прямая обязанность Росздравнадзора, без этого невозможно говорить о повышении качества медицинской помощи, предъявлять требования к исправлению нарушений при оказании медицинской услуги, считает Юлия Михайлова.

Не менее важный вопрос – уровень подготовки самих экспертов, осуществляющих контроль за тем, насколько качественно и профессионально врачи выполняют свои обязанности. Не секрет, что сегодня этой работой в страховых компаниях занимаются не очень состоявшиеся врачи, полагает Ю. Михайлова. «Нужно экстренно готовить таких специалистов, проводить их аккредитацию и аттестацию, чтобы у практических врачей не было оснований относиться к экспертам скептически и критиковать за непрофессионализм, как это происходит сегодня», сказала Юлия Михайлова.

В унисон с выступлением Юлии Михайловой прозвучало мнение и первого проректора ММА им. А.М Сеченова, академика РАМН, профессора Игоря Денисова. Системный контроль качества медицинских ошибок – это глобальная задача, которую должны выполнять не только специалисты контрольно-надзорных органов, но все врачебное сообщество. Россия опережает сегодня Европу по количеству врачей, но отстает по качеству медицинской помощи. Один из показателей - в развитых странах больные с хроническими заболеваниями живут после постановки диагноза 18-20 лет, а в России всего лишь 7. Одновременно с материальной базой необходимо существенно повышать уровень квалификации врачей, которые осуществляют диагностический процесс. Однако около 20 % врачей в России по отдельным специальностям не повышали квалификацию за последние пять лет. Каждый пятый специалист не имеет квалификационной аттестации, а каждый третий – классификационной категории. Денисов напомнил, что получение сертификата раз в пять лет считается обязательным критерием допуска врача к работе в России.

Знания о том, что такое качество медицинской услуги, единые подходы в методологии и методике достижения качества медицинской помощи должны быть заложены в аттестационные требования при получении врачом сертификата, считает Игорь Денисов. За рубежом есть такое понятие как накопительный кредит, когда врач ежегодно пополняет свои знания на семинарах, научных конференциях, и такой опыт пора перенять России.

В своей работе врачи должны использовать клинические рекомендации на основе доказательной медицины, как это существует за рубежом, полагает проректор. Например, в Великобритании такие рекомендации бесплатно доставляются в каждое медицинское учреждение два раза в год. Клинические рекомендации существуют по каждой специальности, и врач, независимо от того, где он работает, должен следовать этим рекомендациям. В нашей стране сейчас как будто существует две системы здравоохранения: в зависимости от территории и больницы врачи при лечении одного и того же заболевания, руководствуются разными подходами, назначают разное лечение, которое может довести больного до инвалидности, как это происходит сегодня с лечением гипертонии. Получается, что одни калечат и доводят больного до инсульта, а другие перелечивают. При проверках эксперты должны обращать внимание не только на результаты врача по оказанию медицинской помощи, но и на то, как он использует технологии качества. «Нам нужно создавать систему качества, соответствующую международным критериям, иначе она не будет признана мировым сообществом», отметил проректор ММА им. Сеченова.

«Проблема качества - это не локальная, чисто российская проблема: она существует во всем мире, и каждая страна ЕС ставит перед собой свои задачи для достижения качества медицинской помощи. ЕС намерено уйти от эпизодического контроля качества. Целью европейских стран является - сократить к 2010 году на 40 % смертность у лиц моложе 75 лет от сердечно-сосудистых заболеваний и снизить количество летальных исходов в той же возрастной группе от онкологических болезней. Пока Россия не ставит перед собой таких задач, однако многие проблемы, связанные с управлением качества медицинской помощи, которые пытаются решать в Европе, близки и понятны здравоохранению России, например, повысить качество стоматологической, неотложной помощи, считает Игорь Денисов.

Между тем, многие проблемы управления контролем качества медпомощи должна была решить комплексная программа, принятая Минздравом в 2003 году на итоговой коллегии. Программа «Управление качеством в здравоохранении» была разработана на период 2003 - 2007 г. По общему мнению участников коллегии, она носила декларативный характер, и говорить о ее успешной реализации не приходится. «Программа не достигла своего результата, потому что не управлялась. Большинство из медицинского сообщества, в том числе и академики РАМН, которые были записаны как участники этой программы, ничего не знали о ее существовании», заявил директор Национального института общественного здоровья РАМН, академик РАМН Олег Щепин. Он полагает, что та же участь может постигнуть план мероприятий по реализации Концепции государственного контроля за качеством медицинской помощи на 2007-2012 г.г., если он не будут управляться и координироваться. Олег Щепин считает, что «это должна быть мониторинговая система, которая не только регулярно занимается выявлением недостатков и дефектов в работе врачей, медицинских технологий, проводит проверки и экспертизу качества медицинской помощи, но что не менее важно, постоянно следит за реакцией местных властей по исправлению сделанных замечаний и исправлением недостатков».